Все художники
Захарченко Жанна Колодій Ярина Мирославівна Онищук Лилия Николаевна Брезицкая Екатерина Симаков Владимир Васильевич Чулков Александр Иванович Петров Валерий Станиславович Дарчук Ольга Вячеславовна Белодон Екатерина Музафаров Артур Ринатович Посмотреть всех
VIP художники
Бегишева Наталья Посмотреть всех

Сезанн Поль

Личность проверенна "Галереей ЦЦ"

Рейтинг: 0
Дата рождения: 2013
Страна: Франция
Город: Экс-ан-Прованс
Количество работ: 13

Краткая биография:

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Прованс, небольшом городке на юге Франции, в 15 милях к северу от Марселя. Отец будущего художника, Луи-Огюст Сезанн, занимался производством и продажей фетровых шляп, а в 1848 году стал совладельцем единственного в городе банка. С матерью Поля, Элизабет Обер, он обвенчался лишь в 1844 году, когда маленькому Полю исполнилось пять лет. У Поля были две сестры - Мари (родилась в 1841 году) и Роза (родилась в 1854 году). Поль рос очень воспитанным ребенком, неплохо учился. Одного из его ближайших школьных друзей звали Эмилем Золя ему предстояло стать известнейшим писателем. В 1858 году Сезанн начал ходить в местную школу рисования. Однако Луи-Огюст, не желавший видеть своего сына художником, настоял на том, чтобы Поль обучался праву. Увидев, насколько неохотно тот подчиняется его воле, отец все-таки отпустил его в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание. Это произошло в 1861 году. В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса (названной так по фамилии основателя), куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. В то время рисунки Сезанна были настолько же энергичными, насколько неуклюжими, - они не раз становились объектом насмешек со стороны других начинающих художников. Поль держался очень застенчиво и ни с кем не заводил близкого знакомства. По счастью, его талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро, один из «отцов» импрессионизма. Другим человеком, поддержавшим юношу в Париже, был Эмиль Золя, перебравшийся сюда еще в 1858 году. И все же спустя несколько месяцев Сезанн, терзаемый страхами и сомнениями, покинул Париж и возвратился в родной Экс, чтобы поступить на службу в банк своего отца. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Томясь банковской службой, Сезанн вскоре вернулся к своей мечте - стать художником. В ноябре 1862 года - он снова в Париже. Чтобы успокоить отца, Поль предпринял попытку поступить в престижную Школу изящных искусств, но, провалившись, вернулся в Академию Сюиса. Спустя год он предложил несколько своих картин для официальной выставки в Салоне - все они были отвергнуты. Эта ситуация с грустным постоянством повторялась до 1882 года, когда одна из картин Сезанна все же попала в Салон. В 1869 году Сезанн познакомился и начал жить с Мари-Ортанс Фике. Она подрабатывала позированием, что и послужило поводом для знакомства. Ортанс едва исполнилось 19 лет, она была хороша собой. Свою связь с нею Сезанн скрывал от своего прагматичного отца, прекрасно понимая, что этот роман его не обрадует. В 1872 году Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем. Вскоре художник решил оставить Париж. Он последовал совету Писсарро и перебрался с семьей в Понтуаз, живописный городок в 15 милях к северо-западу от столицы. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро. В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. У художника появились первые поклонники, и среди них страстный коллекционер Виктор Шоке, который со временем собрал в своей коллекции 32 картины художника. Часто навещая родителей в Эксе, Сезанн продолжал скрывать от отца правду об Ортанс и Поле-младшем. Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно навещала обожаемого внука. Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Поначалу он потребовал, чтобы Поль бросил свою семью, по тот категорически отказался сделать это - даже под угрозой лишиться финансовой поддержки. Подступила бедность. В это трудное время Сезанну подставил дружеское плечо Золя, уже ставший преуспевающим романистом. В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Сорокасемилетний Сезанн наконец-то получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, безраздельно отдаться живописи. ТОЛЬКО ХУДОЖНИК Последние 20 лет жизни Сезанн - прежде всего, художник. Ничто больше его не отвлекало от искусства. Даже семья. Брак с Ортанс вскоре стал номинальным - по большей части, супруги жили теперь врозь: Поль в большом поместье отца Жа де Буффан (что в переводе означает «обиталище ветров») на западной окраине Экса, а Ортанс с сыном в Париже. Впрочем, Сезанн всегда оставался любящим и нежным отцом. Он часто навещал Париж, но за границы Франции не выезжал никогда, не считая короткой поездки в Швейцарию в 1890 году. Из старых друзей крепкие связи Сезанн сохранил с Клодом Моне. Осенью 1894 года он посетил Моне в его доме, в Живерни, где познакомился, в частности, со скульптором Огюстом Роденом и американской художницей Мэри Кэссет. В одном из своих писем она назвала художника «медведем с нежным сердцем». Мэри писала, что поначалу опасалась Сезанна, но вскоре поняла, что «его внешность обманчива, и он совсем не такой свирепый, каким кажется па первый взгляд... На самом деле, это благороднейший человек, каких не часто встретить в наше время... Он подает пример отношения к другим, и сам относится с уважением даже к местной идиотке-горничной...» ПРИЗНАНИЕ Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). На обычную публику эта выставка не произвела особого впечатления, однако увиденное потрясло нескольких молодых художников. В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. Его достаточно уединенная жизнь сделала этот образ еще более загадочным, почти легендарным. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» - надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения. В 1897 году умерла мать Сезанна, а в 1899 году он был вынужден продать Жа де Буффан, чтобы оплатить оставшиеся после нее долги. После этого он снимал квартиру па улице Бульгон в Эксе. В 1901 году художник купил участок земли на северной окраине Экса и устроил там студию. Теперь это музей, в котором, правда, нет ни одной картины Сезанна. После 60 лет его стали преследовать болезни, и он крайне редко покидал Экс. В 1906 году Сезанн писал одному из своих молодых последователей, художнику и беллетристу Эмилю Бернару: «Я стар, болен, и я поклялся умереть за работой». Все случилось по писанному. 15 октября того же года он, работая па природе, в окрестностях Экса, попал под сильный дождь. Возвращаться с тяжелым снаряжением по холмистой местности, да еще в грозу, оказалось выше его сил - старый художник упал на дороге и был доставлен домой без сознания. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. К этому времени масштаб его, как художника, был совершенно ясен современникам, и посвященная памяти Сезанна парижская выставка 1907 года лишь подтвердила это.
Ваше Имя:
Комментарий:
Код с картинки: